Психолог детям
Мир глазами подростка, или как формируется уверенность в себе
Изменения в мире требуют от человека активного творческого проявления, саморазвития, совершенствования в любой деятельности. Но вероятно возникновение проблем в формировании у подросткового поколения гармонично развитой личности, способной к этому. Именно подростковый возраст является основным для формирования основы самосознания. В результате у подростка могу возникать трудности с адаптацией, социализацией, успехом в обществе.
Самооценка является элементом личности, рефлексивным компонентом сознания, в большинстве она зависит от оценок значимых групп. Главными источниками влияния на развитие самооценки являются: родители (и их стиль воспитания), учителя, сверстники, друзья.
Уровни самооценки
Адекватная самооценка – оценка человеком самого себя объективна и реалистична. Она способствует реальному соотнесению своих сил и ресурсов с поставленными задачами и с требованиями общества. Подростки имеющие адекватную самооценку владеют широким кругом интересов и контактов со сверстниками, а их деятельность целенаправленна, в ее процессе человек познает других и себя.
Завышенная самооценка – существенное завышение подростком собственных способностей и умений. Имеет место неосознанное стремление к общению, причем контактов устанавливается много, но большинство слабые. Подростки с завышенной самооценкой больше направлены на общение, чем на продуктивную деятельность.
Заниженная самооценка – принижение своей личности, навыков и возможностей. Подросткам с заниженной самооценкой свойственны депрессивные тенденции. Крайние уровни самооценки (максимально положительный или отрицательный) могут приводить к возникновению таких качеств как агрессивность, тревожность, страх коммуникативных взаимодействий, эгоцентризм, неумение анализировать ситуацию и искать пути ее разрешения.
Самооценка подростка находится в состоянии постоянных изменений и задачей на этом этапе ставится объединение всех суждений и представлений о себе в нечто единое. Если процесс проходит неблагоприятно, то итогом будет спутанная идентичность (образ своей личности), наличие внутренних конфликтов, отсутствие четкого представления о себе.
Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
соотнесение себя с окружением и его идеалами;
стремление самоутвердиться в значимой группе;
становление “Образа Я” (общего представления о себе);
обогащение представлений о себе как о члене общества;
установление связи самооценки со смысложизненными ориентирами (своими целями, идеалами, значимыми вещами);
зависимость самооценки от успехов в социальном окружении, а не от успехов в учебе;
зависимость от степени благополучия внутрисемейных отношений и от стиля родительского воспитания.
Психолого-педагогические рекомендации
В подростковом возрасте общение – ведущая деятельность, если потребность в общении со сверстниками и значимыми взрослыми не удовлетворяется, то у подростка могут возникнуть тяжелые переживания, тревога, стресс, а самооценка станет неадекватной. Для подростка самыми значимыми субъектами, которые могут корректировать самооценку, являются родители и педагоги, поэтому им важно знать приемы ее формирования и применять их.
Самоутверждение это также ведущая потребность данного возраста, если она не удовлетворяется, то вероятно нарушение подростком правил поведения, это будет тоже самоутверждением, только в группе с соответствующими нормами. Чтобы оставаться успешным в глазах сверстников подросток будет резко реагировать на замечания учителя в классе, так как в них он видит попытку унижения личности. На этой основе возникает образ “трудного” подростка. Согласно исследованиям М.А. Алемаскина, 92% “трудных” подростков были из изолированных учеников, то есть они не имели плотной связи с одноклассниками, а общались с такими же как они, образуя группы.
Рекомендации родителям:
Дополнительные внешкольные занятия помогают наладить эмоциональное состояние, так что нужно помочь подростку организовать свое свободное время.
Необходимо чаще высказывать подростку за что его ценят, давать ему обратную связь об успехах. Нужно отмечать его достижения, говорить какой он талантливый, сообразительный и пр. Такое поведение поможет создать и поддержать у него позитивное самоотношение, самоуверенность. Акцентирование внимание на сильных сторонах характера и внешности также поднимет у него веру в себя, чувство собственной ценности.
Для снижения агрессивности и повышения самооценки дома нужно разработать приемы переключения негативных чувств на социально приемлемые действия, родителям также нужно им следовать. Это могут быть: возможность кому-либо выговориться о своих чувствах, вербализация чувств и эмоций, моделирование выхода из ситуации и пр.
Подросток должен чувствовать, что ответственность за его поведение лежит на нем, но родители всегда готовы помочь с решением проблемы, однако нужно обозначить моменты, ограничивающие его деятельность: угроза здоровью, родительской собственности, требование закона и социальных норм.
Влияние манипуляции
Родителям следует избегать манипулятивных способов поведения с детьми, так как они несут за собой несогласованность действий в разных ситуациях, противоречивость в воспитании двух родителей, кроме того их действие кратковременно. В результате у ребенка может вырасти уровень тревоги, сформироваться неадекватная самооценка, появиться агрессивность. Все эти способы контроля над поведением ребенка появляются из-за чувства бессилия родителей, незнания. Однако они несут большие отрицательные последствия для формирования у подростка “Образа Я” по причине того, что такие обращения несут иной, обратный смысл.
Из манипулятивных приемов можно выделить:
- Манящие яблоки – “Вынеси мусор и тогда я разрешу смотреть телевизор”.
- Сравнения – “ Дима учится лучше тебя, он умнее”.
- Неискренние обещания – “Я поговорю насчет твоих каникул если закончишь все на 5”.
- Шантаж – “Я пожалуюсь отцу вечером и если ничего не изменится, он разберется”.
- Болезнь как средство контроля – “У меня будет приступ из-за тебя”.
- Любовь как средство контроля – “Если бы ты меня любил, то не делал бы так”.
Родителям следует помнить, что семья всегда влияет на развитие подростка, чтобы минимизировать отрицательное воздействие на ребенка необходимо знать психологические факторы, которые имеют значение в подростковом возрасте:
- Родителям следует принимать активное участие в семейной жизни, подавать пример ребенку, организовывать совместную деятельность.
- Выделять время на общение с ребенком, применять навык активного слушания, делиться мнениями и чувствами.
- Следует проявлять интерес к проблемам ребенка, сложностям, помогать ему вырабатывать решение ситуации.
- Предоставлять ему возможности самостоятельно принимать решения.
- Уважать право на собственное мнение.
- Относиться к ребенку как к полноправному партнеру, а не как к собственности.
Стиль семейного воспитания и самооценка
Между стилем семейного воспитания и уровнем самооценки подростка была выявлена взаимосвязь и следующая закономерность: при демократическом стиле воспитания у подростков выявлена адекватная самооценка, позитивное самоотношение, самоуверенность; при авторитарном стиле подростки имеют низкую самооценку, негативный взгляд на мир. Можно описать конструктивный стиль воспитания – демократический, в котором ребенок будет иметь адекватную самооценку и позитивный взгляд на мир.
Поведение родителей:
- Выделение времени для беседы с ребенком, поощрение инициативы в деятельности, учет мнения при выборе чего-либо для него.
- Координация действия и установление правил и стандартов поведения, они должны быть адекватны возрасту, постоянны, логичны, обоснованы. Разработку правил следует проводить вместе с ребенком учитывая его мнение. Также необходимы правила, которым следует подчиняться всей семье.
- Признание права на свободу, но требование соблюдения дисциплины, что способствует формированию социально приемлемого поведения.
- Готовность помочь, при этом в ценности ставится самостоятельность и ответственность.
- При сотрудничестве родителя и ребенка авторитет сохраняется за родителем.
- Ключевыми словами демократического стиля могут быть: “Хочу помочь, слушаю и понимаю тебя”.
Таким образом, семья, являясь первым социальным окружением ребенка, и педагоги, координирующие его поведение в школе, имеют большое влияние на самооценку подростка. Знание закономерностей данного возрастного этапа и навыки эффективного воспитания необходимы им для формирования у подростка адекватной самооценки, самоуважения и уверенности в себе. Следование конкретным рекомендациям поможет нормализовать семейные взаимоотношения, поведение подростка, его самоотношение.
Если вы сталкиваетесь с подобными проблемами, когда не знаете как общаться с подростком, как помочь ему развиваться, учиться, то напишите мне - я смогу вам помочь в этой области
Консультация
«Профилактика кризисных состояний»
Как преодолеть трудную жизненную ситуацию?
1. Задайте себе вопрос: что я хочу сейчас? И пусть Вас не пугает ответ, который может мгновенно всплыть в Вашем сознании – «не хочу ничего». Это глобальный ответ. А Вы ответьте себе, что Вы хотите для себя сейчас совсем небольшого? Варианты ответов могут быть разными: чтобы побыть одному, чтобы вокруг была тишина и т.п. |
А потом задайте себе вопрос – что я могу для себя сделать сейчас? Поверьте, это важный вопрос, и его надо перед собой поставить. Этот вопрос включает программу выхода из трудной жизненной ситуации. И все слова в этом вопросе являются ключевыми Я – это именно я, и никто другой. Таким образом, Вы мобилизуете собственные силы на поиск ресурсов. Могу – однозначно могу. Запускается программа поиска решения и подбора действия по собственным милам. Сделать – значит осуществить, а не просто об этом подумать. Начинается движение к определенным конкретным действиям. Сейчас – сию минуту, в это мгновение, а не когда-то в будущем. Направленность на совершение немедленных действий. Обычно это действие совсем небольшое, однако оно запустит механизм спасения самого себя. И так попробуйте ответить на два ключевых вопроса – что я для себя хочу самого минимального и что я могу для себя сделать сейчас?
- Какими бы сложными, неразрешенными или даже трагическими ни казались возникшие обстоятельства, необходимо задать вопрос: «Что полезного может мне дать эта ситуация?»
- После трудной жизненной ситуации нельзя изолироваться. Изоляция от других людей и постоянное обдумывание проблемы только усугубит ситуацию. Научитесь просить о поддержке. Очень важно не закрываться в себе, а открыться близкому человеку.
- Чтобы найти в себе силы и мудрость разрешить трудную жизненную ситуацию наилучшим образом, вспомните, какие качества, и свойства Вас наиболее привлекают в других людях. Именно эти особенности характера Вам сейчас более чем необходимы – их нужно найти в себе, позволить им проявить себя, развивать их и воспитывать. Чтобы взять под контроль ситуацию и не нуждаться в контроле над другими – достаточно управлять собой.
- Безвыходных ситуаций не бывает. Обратитесь к собственному опыту. Вспомните все ситуации, когда Вам удавалось чего-то добиться или казавшееся безнадежным дело, вдруг обернулось для Вас удачей. Сделайте единственно возможный для себя вывод: Вы решали и не такие сложные проблемы, справитесь и с этой.
- Было бы ошибкой постоянно стремиться избежать неприятностей и проблем. Во-первых, концентрируясь на неприятностях, Вы склонны притягивать их в свою жизнь, а во-вторых, это отвлекает Ваше внимание от основной желаемой цели. Поэтому самое разумное - самостоятельно представить наилучший сценарий своей жизни и двигаться в выбранном направлении, не боясь трудностей. Они неизбежны, но преодолимы.
- Вам во многом должно нравиться то, что Вы делаете, то, как, где, в каком окружении живете. Это необходимое условие для счастья и правило счастливых людей. С опорой на то, что Вас радует в вашей жизни, с адекватной положительной оценкой себя, Вы можете успешно менять то, что Вас не устраивает.
- Ежедневно уделяйте 15-20 минут прослушиванию музыкальных произведений классической музыки Баха, Шопена, Бетховена, Моцарта... В жизни перечисленных композиторов, особенно Баха, теме переживания трудных жизненных ситуаций отведено особое место. Например, в трагической кантате №106 под названием «Смертный час – Божий час» Бах воспевает страдания, восхищается ими, считает их лучшим временем жизни человека. Это своеобразный способ переживания трагического через нахождение в нем позитивного. Поэтому классическая музыка позволит Вам испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия.
Курс самопомощи: как справиться со стрессом
Рекомендации по преодолению стресса — Старайтесь делиться своими переживаниями с родными, друзьями, знакомыми… Если в вашем окружении нет человека, которому вы бы смогли доверить свои чувства, обиды, тревоги т.д., обратитесь к психологу, но ни в коем случае не держите свои негативные эмоции в себе. |
— В тяжелой жизненной ситуации старайтесь переключиться на занятия, приносящие удовольствие и успокоение: чтение книг, прослушивание музыки, вязание, горячая ванна, кулинария, рисование и т.д.
— Старайтесь спать не менее 8-10 часов в сутки и правильно питаться.
— Прибегайте к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, зарядка, массаж, плавание, танцы и т.д.).
— Старайтесь сохранять в памяти все приятные моменты дня (хорошие новости, комплименты, достижения и т.д.) и думать о них, а не зацикливаться на негативных событиях, неудачах, обидах и т.п.
— Позвольте себе поплакать (в прямом смысле выплакать свою боль): с помощью слез гормоны стресса выводятся из организма, и это прекрасно чувствуется, когда немного поплакав, мы испытываем облегчение.
— Постарайтесь принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия, изменить себя и свою жизнь к лучшему (по принципу: «Все, что ни делается, все к лучшему!»).
«Если вам кажется, что все рушится, подумайте, что вы построите на освободившемся месте».
- Не теряйте веры в себя! Помните: птица, сидящая на дереве, никогда не боится, что ветка сломается, потому что она доверяет не ветке, а своим собственным крыльям!..
- Хорошей профилактикой стресса является активизация чувства юмора (посмотрите на свои неудачи и трудности как на приключение, анекдот и т.п.).
- Выделите в своей жизни моменты, которые никак не сможете изменить, и перестаньте беспокоиться по их поводу. Не наказывайте себя за уже сделанные ошибки отчаянием и тревогой. Лучше сделайте так, чтобы это не повторилось.
- Старайтесь мыслить позитивно! Иначе будет как в известном афоризме:
«За свою долгую жизнь я пережил множество проблем и неприятностей… большинство из которых так и не случились!..
Притча «Не забывайте опускать стакан»
Один учитель взял со стола стакан, наполненный водой, и держал его на вытянутой руке, пока все ученики не обратили на него внимания, а затем спросил:
— Сколько, по-вашему, весит этот стакан?
— 50 грамм!
— 100 грамм!
— 125 грамм! — предполагали ученики.
— Я и сам не знаю, — продолжил учитель, — чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
— Ничего, — ответили ученики.
— Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? — снова спросил учитель.
— У вас заболит рука, — ответил один из учеников.
— Так. А что будет, если я таким образом продержу стакан целый день?
— Ваша рука окаменеет, ее даже может парализовать, и придется отправить вас в больницу, — сказал один ученик под всеобщий смех аудитории.
— Очень хорошо, — невозмутимо продолжал учитель, — однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
— Нет, — был ответ.
— Тогда откуда появилась боль в руке и напряжение в мышцах?
Ученики были удивлены и обескуражены.
— Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? — спросил учитель.
— Опустить стакан, — последовал ответ из аудитории.
— Вот, — воскликнул профессор, — точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут — это нормально.
Будете думать о них много времени — начнете испытывать боль.
А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет «парализовывать» вас...
Можно думать о проблеме, но как правило, это ни к чему не приведет. Ее «вес» от ваших мыслей не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Решайте проблему или отложите ее в сторону, а не думайте о ней. Анализировать и делать выводы нужно, но еще важнее вовремя «опустить стакан».
…В вашей жизни были ситуации, с которыми, как вы думали, вы не справитесь. И все же вы справились...
…В вашей жизни были проблемы, которые, как вы думали, вы не решите. И все же вы их решили…
…В вашей жизни были потери, которые, как вы думали, вы не переживете. И все же вы их пережили…
…Вы здесь сегодня, сильнее, умнее, с большим опытом и знаниями в результате этого всего. Хотя дорога была нелегкой, вы успешно прошли по ней.
Конечно, сложности могут ждать вас и впереди, и, может быть, сейчас вы проходите через такой этап жизни. Поэтому стоит время от времени оборачиваться назад и вспоминать — даже когда вы думали, что не справитесь, вы справились…
И, возможно, вспомнив об этом, вы поймете, что нет причин сомневаться в себе. Ведь какие бы вызовы не бросала вам жизнь, вы с ними справлялись!
И, теперь, самое важное – с тем, что беспокоит вас сейчас, вы замечательно справитесь!
Ральф Марстон
Позитивное отношение к жизни - путь к гармонии и счастью
«Если вам достался лимон —сделайте из него лимонад»
Дейл Карнеги
Для начала давайте подумаем: что это значит — «позитивно относиться к жизни»? «Да чего тут разъяснять» — скажут многие. Все очень просто – радостней смотри на жизнь, будь веселым, всегда в настроении – и всего делов. На первый взгляд это действительно просто. Но почему тогда не каждому это удается? Почему не все люди относятся к жизни позитивно? |
Все дело в препятствиях. В преградах и барьерах на нашем пути. Вернее, не в них, а в нашей реакции на них.
Проблемы бывают у всех
Просто очень многие воспринимают их как какое-то наказание, как что-то фатальное, чуть ли не как «Божью кару». И начинают себя соответственно вести – падать духом, вешать нос, впадать в уныние – делая свою жизнь и жизнь окружающих просто невыносимой. «Да за что мне это?» «Когда же это все закончится?», «Почему именно я?» — часто слышим мы от них. И таких людей большинство среди нас. Их легко узнать по хмурым и серым лицам, потухшим взглядам, опущенным головам и отсутствию улыбки. Знакомая картина?
А есть и другая категория. У них тоже в жизни случаются проблемы и неприятности, но только они относятся к ним по-другому. Эти люди привыкли рассматривать ПРЕПЯТСТВИЯ на пути к мечте как новую ВОЗМОЖНОСТЬ. Возможность роста! Преодолеть барьер – значит, стать сильнее и перейти на другой уровень. Такие люди верят в свои силы и идут к своей цели, несмотря ни на что!
Вот это и есть позитивное отношение к жизни – с легкостью справляться с жизненными трудностями. Принимая его в свою жизнь и делая такое отношение своей привычкой, вы избегаете беспокойства, страхов, негативных реакций и привлекаете положительные перемены, счастье и успех.
Помните, что на любую проблему можно посмотреть двояко – как на возможность или как на тупик. И выбор всегда остается за вами.
Люди, относящиеся к жизни позитивно, любую проблему всегда будут рассматривать только как возможность.
«Как мне можно это использовать?»
«Какой урок я могу из этого вынести?»
«Что Вселенная хочет этим сказать?» — такие вопросы они задают себе в первую очередь.
Позитивное отношение к жизни – главный стержень этих людей. Нет ничего невозможного и фатального. Нет плохих или хороших событий. Есть только наше ОТНОШЕНИЕ к ним. Позитивное или негативное.
Делайте ваш выбор! Становитесь на позитивную сторону жизни!
Что нужно делать, чтобы позитивное отношение к жизни закрепилось у вас на «глубинном уровне», перешло в подсознание и стало повседневной привычкой? Есть несколько правил и рекомендаций, регулярное выполнение которых способно сделать из вас позитивного человека.
7 правил позитивного отношения к жизни
- Каждый вечер перед сном вспоминайте, что хорошего случилось с вами за день.
- Всеми своими успехами (даже самыми маленькими) делитесь с другими людьми.
- Чаще смейтесь над самим собой, не бойтесь этого.
- Если вам грустно или вы в тяжелой ситуации, вспомните смешное событие, веселую историю, почитайте анекдоты или посмотрите комедию.
- Зарядитесь позитивом сами и передавайте его окружающим. Для этого начинайте каждое утро с позитивных мыслей.
- Улыбайтесь! Как можно чаще и от души, знакомым и незнакомым людям. Улыбайтесь сами себе. Начинайте каждое утро с улыбки.
- Любую проблему оценивайте с позиции потенциальной возможности. Всегда задавайте себе следующие вопросы: «Для чего мне дана эта ситуация?», «Как и где я могу это использовать?». Сделайте это своим полезным опытом.
Позитивное отношение к людям
В чем проявляется позитивное отношение к людям?
Те, кто положительно настроен к окружающим, видят, в первую очередь, только хорошее в человеке. Они общительны и доброжелательны, на их лицах всегда играет приветливая улыбка. Все это позволяет им без проблем сближаться с людьми и получать в ответ такое же позитивное отношение.
4 преимущества позитивного отношения к людям
- Позитивно настроенные люди более счастливы в жизни.
То, что Позитив и Счастье – близнецы-братья, известно уже очень давно. Хорошее отношение к окружающим делает человека счастливее уже хотя бы потому, что у него практически не бывает конфликтов и всяких негативных ситуаций в жизни, что уже можно назвать счастьем в наше время тотальных стрессов.
- Позитивное отношение благоприятно влияет на здоровье.
То, что позитивное отношение и здоровье глубоко взаимосвязаны – доказанный медицинской наукой факт. Люди, мыслящие позитивно, выздоравливают в разы быстрее, лучше реагируют на лечение и значительно быстрее идут на поправку.
- Люди, позитивно настроенные по отношению к другим, также относятся и к самому себе.
Они находятся в полной гармонии и согласии с собой, они себя уважают. В общем, позитивное отношение к себе начинается с позитивного отношения к другим.
- Позитивные люди – пример для подражания. К ним тянутся, как к свету, за ними идут, в их обществе хочется находиться. Свое отношение к миру такие люди распространяют вокруг, они излучают его. А значит, делают наш мир лучше, добрее и позитивнее!
Формирование позитивного отношения
Разумеется, формирование позитивного отношения – дело не одной минуты, требует затрат времени и в идеале должно стать хорошей привычкой.
Советы, приведенные ниже, позволяют развить в себе позитивный взгляд на мир, стать оптимистом по жизни и научиться замечать вокруг только хорошее.
- Ищите больше поводов для радости.
- Равняйтесь на позитивных и счастливых людей.
- Убедитесь в невыгодности и полной бесполезности негативного отношения.
- Верьте в себя и в поддержку окружающих вас людей.
- Оставайтесь оптимистом в любых ситуациях (делайте из лимона лимонад).
- Читайте позитивную литературу.
- Контролируйте свои мысли.
- Повторяйте позитивные и вдохновляющие вас утверждения.
Оптимистами не рождаются – ими становятся!
Методы самопомощи при тревожных состояниях
Тревога, что же это такое? Тревога - это сигнал неопределенности в значимых сферах жизни. Мы тревожимся, когда не знаем, как закончится то или иное событие, когда не знаем, что будет завтра, когда не знаем, как нас оценят. В часто меняющемся современном Мире тревога становится спутником практически каждого человека |
Какие проявления может иметь тревога?
- Расстройства сна
- Сложности в регулировании эмоций и излишняя плаксивость
- Трудности с концентрацией внимания
- Чрезмерный гнев, негатив, неуступчивость
- Отказ от усилий
- Желание контролировать своё и чужое поведение
- Избегание различной, в том числе и повседневной деятельности
- Чрезмерное планирование
- Перфекционизм и высокие ожидания
Здесь следует отметить, что тревога бывает фоновой (не связана с конкретной ситуацией, но человек почему-то испытывает тревогу и дискомфорт) и ситуативной (резкий подъем тревоги при попадании в волнующую ситуацию, при этом человек может ощущать –нехватку воздуха, сухость во рту, учащенное сердцебиение и др.).
Отсюда и разница в самопомощи.
При фоновой тревоге рекомендовано:
1.Физическая нагрузка. Сделайте зарядку, прогуляйтесь, попрыгайте. Занимайтесь регулярно, не менее 15 минут в день –это позволит снять напряжение в теле, отвлечься.
2.Медитация, релаксация, растяжка. Включите приятную музыку, закройте глаза, переведите внимание на свое дыхание и ощущения в теле. Пробуйте попеременно напрягать и расслаблять разные группы мыщц – так вы научитесь управлять своим телом в стрессовой ситуации.
3.Телесные практики. Сделайте массаж, примите контрастный душ, ощупывайте различные текстуры (мягкие, гладкие, колючие, тающие, тянущиеся и др.), обнимайтесь, используйте ароматерапию (эфирное масло лаванды расслабляет, апельсина –поднимает настроение) – так вы научитесь чувствовать себя и свое тело, а также вовремя распознавать дискомфорт.
4.Формирование поддерживающей среды. Вступите в сообщество по интересам.
5.Психогигиена. Отведите новостям не более 30 минут в день, ограничивайте общение с людьми, отражающими только негатив.
6.Правильное питание и достаточное количество воды
7.Отвлечение. Займитесь хобби, смотрите фильмы, читайте, прибирайтесь -это поможет задействовать другие участки головного мозга и разгрузить те, которые отвечают за тревогу.
При ситуативной тревоге рекомендовано: 1.Встряхнитесь. При реакции тела в виде дрожи – бесполезно сразу приступать к методам, описанным ниже. Усильте тремор –потрясите руками, похлопайте себя по плечам –это позволит снизить уровень кортизола («гормон стресса»). 2.«Заземлитесь». Включите сосредоточение – обратите внимание на то, как вы себя чувствуете и о чем думаете. Замедлите темп, замедлите дыхание. Медленно прижмите ноги к полу. Медленно вытяните руки и медленно сомкните ладони. |
Переключите внимание на окружающий мир, назовите пять предметов, которые видите, четыре звука, которые слышите, запахи. Дотроньтесь до колена или любого предмета. Обратите внимание на то, что вы чувствуете пальцами. У вас есть свои мысли и чувства, а также окружающий мир, который вы можете потрогать, почувствовать, вы можете двигаться и если захотите – то можете действовать.
3.Дышите:
-замедлите дыхание, контролируйте вдох и выдох;
-медленно вдыхайте носом и выдыхайте ртом, как будто собираетесь задуть свечу: ффуууу.
-дышите по схеме 4-7-8 (на 4 счета вдох, на 7 счетов –задержка дыхания, на 8 счетов – выдох);
-при затруднении выполнения рекомендаций по дыханию, указанных выше, дышите в пакет–это уменьшит гипервентиляцию легких.
- Рационализируйте. К тревоге приводит определенная тягостная мысль, расспросите себя о ней: Какие доказательства, что она верна? А что не верна? Какие последствия будут, если я в нее верю? Какая мысль помогла бы мне чувствовать себя лучше? От какой мысли больше пользы?
Что повредит:
1.Употребление любых психоактивных веществ.
2.Критика самого себя и обвинение.
3.Постоянная фокусировка на негативе.
Если вы увидели, что выполнение данных рекомендаций не приносит облегчения – обратитесь за помощью к специалисту!
Консультация
«Культура поведения в общественных местах»
Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым. Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.
Правила поведения в школе.
Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:
- Соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины.
- При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются самостоятельно в отведенных местах в раздевалке, сменную обувь учащиеся хранят в специальных сумках-мешках в раздевалке вместе с верхней одеждой.
- Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе.
- Беречь школьное здание, оборудование, имущество.
- Экономно расходовать электроэнергию и воду.
- Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений.
- Соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете.
- Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы.
- Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.
- Учащийся в школе должен быть аккуратно причесан, иметь чистый носовой платок, расческу.
- Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.
- При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя.
Правила поведения на улице.
На улице необходимо соблюдать общепринятые правила поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно ли почистить одежду, обувь. Как бы мы не спешили, не летим, расталкивая толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя прохожих обходить нас. Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.
По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока. Уступайте дорогу встречному прохожему и обходите его с правой стороны. Если вы заметили, что кто-то торопится, отойдите в сторону. Даже в очень многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти. Если дорога узкая и плохая, то в случае необходимости мужчина сходит с тротуара на мостовую. В узких, тесных проходах, а также у лестниц и дверей следует подождать до тех пор, пока не пройдут те, кому по праву положено проходить первым.
Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими пешеходами зонт поднимают или наклоняют в сторону.
Встретив знакомого и заговорив с ним, не стойте посредине тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим прохожим.
Правила поведения в общественном транспорте.
При входе в общественный транспорт пропустите вперед людей , имеющих проблемы со здоровьем, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти.
В транспорте не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.
В городском транспорте не едят и не курят. Не входят с мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или дождевые капли с одежды. Проездные билеты и мусор не бросают на пол. Чихая и кашляя, пользуются носовым платком. Не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не ковыряют в зубах. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами сидения и одежду других пассажиров. Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила у него перед самым лицом. Если видим, что наше продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.
Правила поведения в магазине.
Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей. Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий. Он дает возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.
Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть, нет ли в продаже нужных товаров, и у вас нес с собой нужных денег не стоит примерять вещи, которые вы не собираетесь покупать. Лучше расспросить продавца обо всем, что вас интересует, а не заставлять его заниматься бессмысленной работой, да и самому понапрасну не тратить время. Если вы хотели что-то купить, но не смогли подобрать ничего подходящего, не стесняйтесь сказать об этом продавцу и поблагодарить его за внимание.
Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди. Такие попытки неизбежно встретят справедливое возмущение окружающих.
Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.
При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.
Соблюдайте определенные правила поведения в музеях и на выставках. При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника. Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.